|
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года в школах
Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не
предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка
и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,
накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный
образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
требований к результату образования,
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа
выстраивает свою образовательную деятельность),
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы,
материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы,
дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и
подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором
универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные
и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми
предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни,
и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе
является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это
касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД
дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается
тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и
позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В
нашей школе процесс формирования универсальных учебных действий давно является
предметом пристального внимания педагогов, администраторов, психологов, что
позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по
формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности.
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый,
обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в
зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими
образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине
освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым,
уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит
возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает
уровень достижения результатов. Эта позиция также не является для школы
принципиально новой: она тождественна принципу минимакса, реализуемого в ОС
«Школа России».
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к
себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных
задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты
воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация,
стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения
и поступки, толерантность и многое другое.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания
личности гражданина России. Каждый учебный год школа реализует помимо
учебно-методической темы воспитательную тему.
Отдельные воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного
коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас
принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание
учащихся.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный
афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие
приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в
образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской
инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных
стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и
целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что
связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением
им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в
школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения
обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к
собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный
ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры,
система участкового врача, наличие физиопроцедурного и офтальмологического
кабинетов, и др., а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на
формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей
школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды
деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а
не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность
обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые
пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым
знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во
внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов
деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
На сегодняшний день в этом направлении школа имеет положительный опыт: ежегодно
учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных
проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских
научно-практических конференций; новый предмет МДО (междисциплинарное обучение)
также предполагает формирование проектного мышления; да и сама технология
преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический
характер, что формирует у учащихся навыки учебной и исследовательской
деятельности. Эти факты еще раз подтверждают, что педагогический коллектив школы
выходит на результат образования с опережением, на шаг вперед. Практическая
направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для
формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания
информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. И
здесь стоит отметить существующую у нас систему пятибалльного оценивания, первым
шагом которой является формирование механизмов самооценки.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми
участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной
деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во
второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не
относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а
углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.
Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать
себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и
т.д.
В школе накоплен достаточный опыт предоставления ученикам возможности занятий по
интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление
деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и
дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать
внеучебную деятельность школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования школы, с
которой имеет возможность ознакомиться каждый из родителей обучающихся,
определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию
образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов.
В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания,
учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии
и др.
Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к
условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего
образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение
результата невозможно.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и
система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена
на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую
ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку
и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит
оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое
место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания
достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса
накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в
индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится
обязательным требованием! Педагогами школы накоплен опыт оценивания текстовых
умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды,
политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм,
толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики
выпускников начальной школы.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного
образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и
дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства,
имеющееся ресурсное обеспечение в школе
Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной
образовательной программы начального общего образования, прописанные в
Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь
выведут на качественно новый результат образования. Хотелось бы в очередной раз
выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших
проектах и начинаниях!
|